Определение понятия мышления. Определение мышления

Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

План ответа

    Понятие мышления.

    1. Понимание мышления.

    Виды мышления.

    Возможности классификации.

Ответ:

    Понятие мышления.

    1. Понимание мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

      Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:

    Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.

    Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.

    Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

    Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.

      Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B

Понятие и научное познание . Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

      Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

    Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным .

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление - понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

    Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

    по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;

    по характеру решаемых задач : теоретическое – практическое;

    по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное

    по степени новизны : репродуктивное – продуктивное.

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

Только в нач. 20 в. конкретные исследования М. приобрели черты подлинного историзма и появились работы, систематизирующие накопленные прежде многочисл. этнографич. данные о качеств. своеобразии М. народов, стоящих на относительно низких ступенях общественно-экономич. и культурного развития (Л. Леви-Брюль, Вёйле и др.). При всей неудовлетворительности теоретич. интерпретаций излагаемых в них фактич. материалов работы эти имели то значение, что они показали несостоятельность положения о неизменности законов человеч. духа и внесли в учение о М. идею о качеств. изменениях, к-рые оно претерпевает в ходе историч. развития. Второе направление исследований, сыгравшее важную роль в понимании природы и механизмов М., составили экспериментальные работы, посвященные изучению предыстории человеч. М. – его генетич. корней в животном мире. Уже первые систематич. исследования (В. Кёлер, Р. Йеркс, H. H. Ладыгина-Котс) интеллектуального поведения человекообразных обезьян показали, что у высших животных существует сложная деятельность, к-рая по своему характеру сходна с М., хотя и протекает в форме внешне-двигат. операций ("практический ", или, по Павлову, "ручное мышление" животных). Изучение интеллектуального поведения высших животных, углубив генетич. подход к М., вместе с тем поставило перед конкретными исследованиями проблему о принципиальном, качеств. изменении мыслит. процессов при переходе к человеку. Конкретизируя положение Энгельса о роли труда в формировании человека, Выготский показал, что "М." животных превращается в подлинное, человеч. М. под влиянием перекрещивания линии развития практич. предметных действий и линии развития голосовых реакций, к-рое необходимо происходит в условиях коллективной трудовой деятельности. В результате голосовые сигналы, посредством к-рых осуществляется общение животных, все более превращаются из инстинктивно-выразительных в отражающие содержание и становятся носителями обобщений, вырабатывающихся в практич. опыте, т.е. приобретают функцию означения. С др. стороны, практич. интеллектуальное поведение "оречевляется", опосредствуется языком, словесными понятиями и в силу этого оказывается способным приобрести в ходе дальнейшего развития форму внутр. речевых процессов, свойственную словесно-логич. М. Исследования интеллектуального поведения человекообразных обезьян дали, с др. стороны, толчок экспериментальному изучению процессов практич., т.н. "наглядно-действенного" М. и у человека. Почти тотчас вслед за работой В. Кёлера были начаты с помощью разработанной им принципиальной методики многочисл. исследования на детях. Эти исследования позволили выделить и описать процессы наглядно-действ. М. как составляющие необходимую стадию умств. развития ребенка. В дальнейших работах, среди к-рых широкой известностью пользуются исследования А. Валлона и Ж. Пиаже, было экспериментально показано, что словесно-логич. М. развивается из практич. интеллектуальных операций путем их "интериоризации", т.е. путем перехода прежде внешних предметных действий в действия внутр., умств., совершающегося в условиях общения ребенка с окружающими и в связи с успехом его речевого развития. Большой вклад в теорию онтогенетич. развития М. внесли исследования Л. С. Выготского и его школы, посвященные проблеме активного формирования мыслит. процессов. Значение этих исследований состоит в том, что развитие М. рассматривается не как идущее само собой под влиянием накопления знаний и их систематизации, а как процесс усвоения ребенком общественно-исторически выработанных умств. действий и операций. Т. к. это усвоение имеет строго закономерный характер, то, управляя им, можно активно и планомерно формировать у учащихся необходимые мыслит. процессы – программировать их развитие (П. Я. Гальперин).


Основы мышления

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Эти связи отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей . Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, устанавливаем ли законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно — сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, но и во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и субъективный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность.

— психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений, обеспечивает их понимание.

Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся значений и смыслов.

В процессе исторического развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: понятия, суждения, умозаключения.

Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач . Этот процесс имеет определенную структуру — стадии и механизмы решения познавательных задач.

Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления — когнитивным (от лат. cognitio — познание) стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

Все высшие психические функции человека формировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление индивида опосредствуется его речью . Мысль формируется посредством ее речевого формулирования .

«На «духе» с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает... в виде языка». Однако мышление и язык нельзя отождествлять. Язык — орудие мысли. Основа языка — его грамматический строй. Основа мышления — закономерности мира, его всеобщие взаимосвязи, закрепленные в понятиях.

Классификация явлений мышления

В многообразных явлениях мышления различаются:

  • мыслительная деятельность — система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
  • : сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
  • формы мышления : понятие, суждение, умозаключение;
  • виды мышления : практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.

Мыслительная деятельность

По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую , осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую — творческое решение нестандартных задач.

По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза , которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума — систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., а также тип мышления индивида , его интеллектуальные особенности .

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация. Мыслительные операции мыслительные действия , охватывающие действительность тремя взаимосвязанными универсальными формами познания: понятием, суждением и умозаключением.

Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение — свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинная познавательная ценность — обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений — на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. с. на основе абстракции.

Абстракция (лат. abstractio — отвлечение) — операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы очищает предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация — группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении (например, в алфавитных каталогах).

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. concretio — сращение) — познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, мысленно воссоздает конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному — теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

В результате применения законов формального мышления сформировалась способность людей к получению выводного знания. Возникла наука о формализованных структурах мыслей — формальная логика.

Формы мышления

Формализованные структуры мыслей — формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. Так, современное понятие «строение атомного ядра» в определенной степени дало возможность практического использования атомной энергии.

Суждение — определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно, обвиняемый Иванов не совершал преступления»).

Истинность системы суждений — предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность .

В умозаключении осуществляется оперирование тем общим, что заключено в единичном . Мышление развивается в процессе постоянных переходов от единичного к общему и от общего к единичному, т. е. на основе взаимосвязи соответственно индукции и дедукции.

Дедукция — отражение общей связанности явлений, категориальный охват конкретного явления его общими связями, анализ конкретного в системе обобщенных знаний. Профессор медицины Эдинбургского университета Дж. Белл поразил однажды А. Конан-Дойля (будущего создателя образа знаменитого сыщика) тонкой наблюдательностью. Когда в клинику вошел очередной больной, Белл спросил его:

  • Вы служили в армии?
  • Так точно! — ответил пациент.
  • В горно-стрелковом полку?
  • Так точно, господин доктор.
  • Недавно ушли в отставку?
  • Так точно!
  • Стояли на Барбадосе?
  • Так точно! — изумился отставной сержант.

Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учтивым, при входе в кабинет не снял шляпу — сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса — об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности (рис. 75).

Индуктивное умозаключение — вероятностное умозаключение, когда по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений.

Рис. 75. Взаимосвязь единичного и общего в системе умозаключений. Определите начальный и конечный пункты маршрута владельца этого чемодана. Проанализируйте вид умозаключений, использованный вами

Закономерности и особенности мышления

Рассмотрим основные закономерности мышления.

1. Мышление возникает в связи с решением проблемы ; условием его возникновения является проблемная ситуации - обстоятельство. при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации . возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

2. Основным механизмом мышления , его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию. Обнаружение в исходной ситуации ключевого, существенного признака позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности — невозможности, а также необходимости.

В условиях дефицита исходной информации человек не действует методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска - оптимальную схему достижения цели. Назначение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами - эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение «крайних случаев»; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе; совершение «скачков» через информационные «разрывы».

Итак, анализ через синтез — познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним.

3. Мышление должно быть обоснованно . Это требование обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного на то основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более обшей мыслью.

Законы материального мира закрепились в законах формальной логики, которые также следует понимать как законы мышления, точнее, как законы взаимосвязи продуктов мышления.

4. Другая закономерность мышления — селективность (от лат. selectio — выбор, отбор) — способность интеллекта оперативно отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

5. Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) означает предвосхищение развития событий . Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы . Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.

Выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема — система возможных действий над объектом познания.

6. Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — самоотражение субъекта. Мыслящий субъект постоянно рефлексирует — отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.

7. Для мышления характерна постоянная взаимосвязь его подсознательных и сознательных компонентов — сознательно развернутого. вербализованного и интуитивно свернутого, невербализованного.

8. Мыслительный процесс как любой процесс обладает структурной организованностью . В нем имеются определенные структурные этапы.

Типы мышления являются общими для всех людей, хотя каждый человек обладает рядом определенных познавательных способностей. Другими словами, каждый человек может принимать и развивать различные процессы мышления.

Содержание:

Мышление не является врожденным, а скорее развивается. Несмотря на то, что все личностные и когнитивные характеристики людей мотивируют предпочтение одному или нескольким типам мышления, некоторые люди могут развивать в себе и практиковать любой тип мышления.

Хотя традиционно мысль интерпретируется как конкретная и ограниченная деятельность, этот процесс не является однозначным. То есть, нет единого способа осуществления процессов мышления и рассуждений.

Фактически, было определено много определенных способов мышления. По этой причине сегодня идея состоит в том, что люди могут представить разные способы мышления.

Типы мышления человека

Следует отметить, что каждый тип мышления человека более эффективен в выполнении конкретных задач. Определенные познавательные действия могут принести пользу более чем одному типу мышления.

Поэтому важно знать и учиться развивать разные типы мышления. Этот факт позволяет максимально использовать когнитивные способности человека и развить разные способности для решения различных задач.

Дедуктивное мышление — это тот тип мышления, который позволяет сделать вывод, заключение из ряда предпосылок. То есть, это психический процесс, который начинается с «общего», чтобы достичь «конкретного».

Этот тип мышления фокусируется на причине и происхождении вещей. Он требует детального анализа аспектов проблемы, чтобы иметь возможность вести выводы и возможные решения.

Это метод рассуждений, который очень часто используется в повседневной жизни. Люди анализируют элементы и повседневные ситуации, чтобы делать выводы.

Помимо повседневной работы, дедуктивное мышление имеет жизненно важное значение для разработки научных процессов. Это основано на дедуктивном мышлении: он анализирует связанные факторы, чтобы развить гипотезы и сделать вывод.


Критическое мышление — это умственный процесс, основанный на анализе, понимании и оценке того, как организовано знание, которое претендует на представление вещей.

Критическое мышление использует знания, чтобы добраться до эффективного вывода, более разумного и оправданного.

Поэтому критическое мышление аналитически оценивает идеи, чтобы привести их к конкретным выводам. Эти выводы основаны на нравственности, ценностях и личных принципах личности.

Таким образом, благодаря такому виду мышления когнитивная способность сочетается с . Поэтому он определяет не только способ мышления, но и способ бытия.

Принятие критического мышления напрямую влияет на функциональность человека, поскольку оно делает его более интуитивным и аналитическим, позволяя ему принимать хорошие и мудрые решения, основанные на конкретных реалиях.


Индуктивное мышление определяет способ мышления, который противоположен дедуктивному. Таким образом, этот способ мышления характеризуется поиском объяснений об общем.

Получение заключений в крупном масштабе. Оно ищет отдаленные ситуации, чтобы превратить их в похожие и, таким образом, обобщает ситуации, но не прибегая к анализу.

Поэтому цель индуктивного мышления состоит в изучении тестов, которые позволяют измерить вероятность аргументов, а также правила построения сильных индуктивных аргументов.


Аналитическое мышление-это разбивка, разделение и анализ информации. Характеризуется упорядоченным, то есть представляет собой последовательность рационального: идет от общего к частному.

Оно всегда специализируется на поиске ответа, поэтому в поиске аргументов.


Следственное мышление сосредоточено на исследовании вещей. Делает это тщательным, заинтересованным и настойчивым образом.

Оно состоит из смеси творчества и анализа. То есть, часть оценки и исследования элементов. Но его цель не заканчивается самой экзаминацией, а требует формулирования новых вопросов и гипотез в соответствии с исследованными аспектами.

Как следует из его названия, этот тип мышления является основным для исследований и разработок и эволюции видов.


Системное или систематическое мышление — это тот тип рассуждений, который возникает в системе, образованной различными подсистемами или взаимосвязанными факторами.

Оно состоит из высоко структурированного типа мышления, целью которого является понимание более полного и менее простого представления о вещах.

Попытайтесь понять функционирование вещей и решить проблемы, которые порождают их свойства. Это подразумевает разработку сложного мышления, которое до сих пор применялось к трем основным направлениям: физике, антропологии и социополитике.


Творческое мышление включает в себя когнитивные процессы, которые создают способность к созданию. Этот факт мотивирует разработку элементов новыми или отличными от остальных через мысль.

Таким образом, творческое мышление может быть определено как приобретение знаний, характеризующихся оригинальностью, гибкостью, пластичностью и текучестью.

Сегодня это одна из самых ценных когнитивных стратегий, поскольку она позволяет формулировать, строить и решать проблемы по-новому.

Разработка такого типа мышления непростая, поэтому существуют определенные методы, которые позволяют достичь этого.


Синтетическое мышление характеризуется анализом различных элементов, которые составляют вещи. Его основная цель — уменьшить идеи по определенной теме.

Оно состоит из типа жизненно важных аргументов в пользу обучения и личного изучения. Мысль о синтезе позволяет более напомнить элементы, поскольку они подвергаются сводному процессу.

Это личный процесс, в котором каждый человек формирует значительное целое из тех частей, которые представляет субъект. Таким образом, человек может помнить несколько особенностей концепции, охватывая их в более общем и представительном понятии.


Вопросительное мышление основано на вопросах и вопросе о важных аспектах.

Таким образом, вопросительное мышление определяет способ мышления, который возникает из-за использования вопросов. В этом рассуждении всегда есть причина, потому что именно этот элемент позволяет развивать собственное мышление и получать информацию.

Посредством поднятых вопросов получены данные, позволяющие выработать окончательный вывод. Этот тип мышления в основном используется для решения вопросов, в которых наиболее важным элементом является информация полученая через третьих лиц.

Разнообразное (Дивергентное) мышление

Разнообразное мышление, также известное как латеральное мышление, представляет собой тип рассуждений, который обсуждает, сомневается и последовательно ищет альтернативы.

Это процесс мышления, который позволяет генерировать творческие идеи посредством исследования множества решений. Он представляет собой антитезу логического мышления и имеет тенденцию проявляться спонтанно и плавно.

Как следует из названия, его основная цель основана на расхождении с ранее установленными решениями или элементами. Таким образом, оно настраивает тип мышления, тесно связанного с творческим.

Оно состоит из типа мышления, которое не кажется естественным в людях. Люди склонны ассоциировать и связывать подобные элементы друг с другом. С другой стороны, разнообразное мышление пытается найти разные решения для тех, которые выполняются в обычном режиме.

Конвергентное мышление

С другой стороны, конвергентное мышление — это тип рассуждений, противоположных разному мышлению.

Фактически, дивергентное мышление управляется нейронными процессами в правом полушарии мозга, конвергентное мышление будет определяться процессами в левом полушарии.

Оно характеризуется функционированием через ассоциации и отношения между элементами. У него нет возможности вообразить, искать или исследовать альтернативные мысли и обычно приводит к созданию единой идеи.

Интеллектуальное мышление

Этот тип рассуждений, недавнего появления и придуманный Майклом Гелбом, делает ссылку на комбинацию между расходящейся и сходящейся мыслью.

Таким образом, интеллектуальное мышление, который включает в себя аспекты деталей и оценщиков конвергентного мышления и связывает их с альтернативными и новыми процессами, связанными с расходящимся мышлением.

Развитие этого рассуждения позволяет связать творчество с анализом, постулируя как мысль с высокой способностью к достижению эффективных решений в нескольких областях.

Концептуальное мышление

Концептуальное мышление предполагает развитие рефлексии и самооценку проблем. Оно тесно связан с творческим мышлением, и его главная цель — найти конкретные решения.

Однако, в отличие от разного мышления, этот тип рассуждений фокусируется на обзоре ранее существующих ассоциаций.
Концептуальное мышление подразумевает абстрагирование и отражение, и оно очень важно в разных научных, академических, повседневных и профессиональных сферах.

Оно также характеризуется развитием четырех основных интеллектуальных операций:

Субординация: состоит из связывания конкретных понятий с более широкими понятиями, в которые они включены.

Координация: она состоит в том, чтобы связывать конкретные концепции, включенные в более широкие и более обобщенные понятия.

Инфраординация: имеет дело с определенной взаимосвязью двух понятий и направлена ​​на определение специфических особенностей понятий, отношений с другими.

Исключение: оно состоит из обнаружения элементов, которые характеризуются тем, что они отличаются или не равны другим элементам.

Метафорическое мышление

Метафорическое мышление основано на установлении новых связей. Это очень творческий тип рассуждений, но он не фокусируется на создании или получении новых элементов, а на новых отношениях между существующими элементами.

С помощью такого типа мышления можно создавать истории, развивать воображение и генерировать через эти элементы новые связи между хорошо дифференцированными аспектами, которые разделяют некоторые аспекты.

Традиционное мышление

Традиционное мышление характеризуется использованием логических процессов. Оно фокусируется на решении и фокусируется на поиске похожих реальных ситуаций для поиска элементов, которые могут быть полезны для разрешения.

Обычно оно разрабатывается с помощью жестких и заранее разработанных схем. Это одна из основ вертикального мышления, в которой логика приобретает однонаправленную роль и развивает линейный и последовательный путь.

Это один из наиболее часто используемых типов мышления в повседневной жизни. Оно непригодно для творческих или оригинальных элементов, но оно очень полезно для решения повседневных ситуаций и относительно простое.

деятельность человеческого сознания ("я") по взаимодействию с окружающим миром в процессе жизни.

М. функционирует как способ познания мира и инструмент влияния на него. М. как психический комплекс оперирует таким арсеналом, как понятия, образы, память, воображение. Обычно выделяют как главную форму словесное (вербальное) М. и внеязыковые формы М., напр., образные представления. Эти формы или типы М. сосуществуют, совмещаются в психической деятельности. Исследования М. глухонемых показывают, что М. может осуществляться и без базы конкретного языка, точнее, не быть вербальным. В то же время без "языка" как системы знаков (того же "языка жестов" глухонемых) М. не представляется возможным. Вербальное М. является высшим типом М. вообще. Очевидна закономерность: чем богаче словарь личности, лучше ее владение языком, тем гибче и шире ее М. (и наоборот). Именно благодаря словам (знакам отвлеченных понятий)) происходит закрепление в сознании людей сложных и часто противоречивых знаний и представлений о мире. Единицами "словарной памяти" оперирует психика в процессе М. наряду с образами, впечатлениями о запахах, температуре и др. устойчивыми ощущениями. Слова, словосочетания, модели синтаксиса, словообразования и словоизменения и др. представления о языке и навыки владения им (плюс иностранные языки как дополнительные инструменты вербальной формы М.) находятся в "архиве" долговременной памяти неокортекса ("нового мозга"). Но это - далеко не вся информация (содержимое) и не все инструменты и возможности М.

Органом М. является мозг, точнее неокортекс. Неокортекс ("новый мозг") - эволюционно последняя из частей мозга, находящаяся в голове. Две другие главные области мозга: "комплекс рептилий" (КР) и промежуточный мозг, лимбическая система (ЛС). В КР располагается подсознание - наследственный генетически суммарный опыт живого существа, доставшийся от бывших до него живых существ. В КР входят: спинной мозг, продолговатый мозг, понс (мозговой ствол), мозжечок (связан и с неокортексом), средний мозг. От неокортекса КР отделен ЛС. В ЛС встречаются содержимое подсознания (КР) и информация бодрствующего сознания (неокортекса). Эти встречи ведут к появлению сильных эмоций: любви, страха, ненависти, отваги, депрессии, чувства радости, удовольствия. ЛС отвечает за моторные функции тела - обмен веществ, температуры, сон, прием пищи, сексуальное поведение и др.

ЛС обладает собственной памятью, возможностями кратковременного накопления информации. Здесь накапливается сенсорная информация об окружающем мире, т. е. сведения, которые передают в ЛС сенсоры тела - уши, нос, глаза, кожа. Важнейшим из сенсоров являются глаза, до 90% поступающей к человеку информации - визуальная.

Между сознанием и подсознанием нет постоянной связи. Такая связь возникает только во сне и в некоторых особых ситуациях (алкогольного опьянения, прием определенных наркотиков, в пору полового созревания). Обычно именно во сне в ЛС появляется информация из подсознания (КР), которая в ЛС обрабатывается, фильтруется и передается в долговременную память ("архив") неокортекса - в сознание.

Древнейшая часть мозга - КР. Эта часть не только управляет дыханием, кровообращением, движением мускулов и мышц тела, но и обеспечивает координационные движения рук при ходьбе и жестикуляцию при речевом общении. С неокортексом КР связан как "восходящими", так и "нисходящими" путями, по которым происходит обмен информацией.

В КР собрана и собирается такая информация: а) личная генная (наследственная), которая определяет основной "проект" развития человека - форму тела, голос, походку, темперамент, характер, интеллект, жестикуляцию, а также врожденные болезни (артрит, спазмы сосудов, мигрень и др.), б) архаичные, идущие из очень давних эпох содержания памяти КР. (их еще называют "прообразами"), так же, как и личная генная информация, зафиксированные в ДНК, передаваемом по наследству генном материале, причем память КР самостоятельна и работает независимо от кратковременной памяти ЛС и долговременной памяти неокортекса, в) постоянно принимаемая сенсорными рецепторами (глаза, нос, уши, кожа) информация об окружающем мире и изменениях в нем.

Наиболее сложна проблема архаичных "праобразов" в памяти КР. Некоторые специалисты заявляли, что, во многих культурах Запада и Востока существуют очень старые мифы и легенды о драконах, т. е. ящерах, динозаврах, вымерших на Западе много миллионов лет назад, когда людей еще не было. Когда же нашли и описали останки динозавров, то легенды и мифы о драконах уже существовали много веков. Откуда в них информация о гигантских рептилиях? Предполагают, что она пришла в мифы и легенды о драконах из мозга (КР) людей, создававших мифы о драконах, используя "архив" памяти КР, его раздел архаических "праобразов". В промежуточный мозг, ЛС входят: гипоталамус, таламус, амигдала, кортекс ольфаториус, гиппокампус. Каждая из этих частей ЛС имеет свои функции и задачи. Напр., таламус занимается обработкой т. н. афферентных - только зарождающихся, начальных - возбуждений. Эти возбуждения (о которых в быту говорят, что "что-то такое брезжит в голове"), определяют как предсознание и основу для появления эмоций. Первичные реакции или начальные эмоции в таламусе долго не остаются, а передаются в неокортекс, т. е. поступают в сознание. Важные функции выполняет амигдала - небольшое миндалевидное приложение к ЛС. Это центр возникновения различных агрессий и страхов, которые взаимосвязаны. Гиппокампус обеспечивает возможности запоминать или вспоминать, также взаимосвязанные. Когда-то гиппокампус был исключительно кратковременным накопителем памяти о запахах, которая требовалась при преследовании добычи, ориентировании в лесу и при поиске и выборе полового партнера. У современного человека - это общая кратковременная память, где ненадолго собираются сенсорно воспринятые впечатления и раздражители, а также содержание подсознания, поступающее сюда от КР (обычно во время сна). Гиппокампус обрабатывает всю эту информацию, выделяет и передает самое важное в долговременную память неокортекса.

Неокортекс (или "новый мозг") появился сравнительно недавно, позже ЛС и, конечно, КР. У высших животных, включая человека, неокортекс отвечает за 2 такие фундаментальные функции всего живого, как инициатива и осторожность. В неокортексе сосредоточены характерные для человека познавательные функции, М.

"Новый мозг" делится на 5 частей: лобная (фронтальная) доля, височная доля, теменная доля, главная задняя доля и мозжечок (тесно связан и с КР). Собственно, когда мы говорим о человеческом М., то подразумеваем именно деятельность неокортекса.

В лобной доле сосредоточены центры таких важных способностей и функций М., как думание, чувствование, оценка. В передней части лобной доли находится и моторный речевой центр, который у "правшей" - в левой полусфере, а у "левшей" - в правой.

Лобная доля имеет многочисленные связи с таламусом и др. частями ЛС. Здесь возбуждения связываются с различными представлениями и осознаются затем как эмоции. Именно за счет роста соединений между сенсорами и эмоциональными возбуждениями развивается многостороннее М. - абстрактные представления и комбинированные суждения.

Главная задняя доля неокортекса - тот отдел мозга, где устанавливаются цвет, величина и форма предметов, движение и расстояние между ними. Этот отдел мозга проводит идентификацию различных объектов.

Здесь же находится такая важная функция сознания, как различение похожих объектов, напр., птицы и самолета в воздухе. Делается это с помощью т. н. "полей воспоминаний". Нарушения в задней доле неокортекса приводят к искажению восприятия визуальной информации, напр., к геометрическим волнообразным нарушениям в поле зрения, "черному пятну" в середине поля зрения, визуальным причудам - видимые на земле объекты воспринимаются как парящие в воздухе и т. п.

Височная доля "нового мозга" увязывает слуховые впечатления с визуальными. Повреждение этой части мозга может привести к афазии - утрате способности воспринимать речь. Пациенты с повреждениями в этом отделе мозга:

Полностью понимают звучащую речь, но не воспринимают письменную,

Понимают письменную речь, но не воспринимают звучащую речь,

Могут называть объекты, но не знать названия цвета.

Эти медицинские наблюдения доказывают, что в мозгу человека находятся 3 отдельных "ящика" - для чтения, письма и восприятия устной речи. Чтение, письмо и узнавание звучащих слов - разные способности.

Височная доля является мощнейшим накопителем долговременной памяти, т. е. позволяет человеку думать о будущем.

Теменная доля "нового мозга" занимается тонким и изощренным восприятием, осязанием различного рода. Этот отдел мозга различает вес, форму и структуру предметов, находящихся у человека в руке (когда на них не смотрим глазами). Главная функция теменной доли - обеспечить узнавание предметов, которые мы не видим.

Мозжечок помещается в задней части черепа. Он имеет различные связи с головным и спинным мозгом, т. е. это - связующее звено между неокортексом и КР. Главная функция мозжечка - преобразовывать намерения движения в конкретную последовательность, цепь движений. Это не только общие движения тела, но и гармоническое взаимодействие мускулов головы, туловища, конечностей. Кроме того, мозжечок синхронизирует и координирует все движения тела с движением глаз.

Общая картина человеческого мозга и его частей ясна, как ясны место и отношения между сознанием и подсознанием. Осталось отметить только, что сознание людей имеет ограниченную емкость. Его "проводимость", пропускная способность - 16 бит информации в 1 секунду. Текущий момент, т. е. промежуток времени, за которое впечатления осознаются как некое смысловое целое, составляет 10 секунд. Кроме того, помимо этой узости сознания, на него действуют эмоции: ослабляют или даже блокируют (затемняют) сознание.

Термином М. называют процесс познания мира, включая собственно "я", и процесс сложного взаимодействия и взаимовлияния с окружающей деятельностью в различных временных аспектах информационных (коммуникативных) и эмоциональных пластах. Выделяют такие характеристики М. как бытовое, научное, словарное (вербальное), образное, продуктивное и непродуктивное и др. См. еще ВОСПРИЯТИЕ, МОДАЛЬНОСТЬ, ФРЕЙДИЗМ.

МЫШЛЕНИЕ

одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.

Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности - с мотивацией, способностями и пр. На каждой стадии развития психического человек реализует процесс мыслительный, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит на последующих стадиях процесса мыслительного.

Мышление - предмет комплексных, междисциплинарных исследований. В частности, физиология изучает мозговые механизмы, с помощью коих реализуются акты мышления. Кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс, фиксируя общее и различное в работе компьютера и в мыслительной деятельности человека. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности.

Различаются такие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяются также: мышление теоретическое и практическое (эмпирическое); логическое (аналитическое) и интуитивное; реалистическое - и аутистическое, связанное с уходом от действительности во внутренние переживания; продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и произвольное.

Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, где выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята, но и принята субъектом - соотнесена с его сферой потребностно-мотивационной.

Деятельность мыслительная побуждается мотивами, кои являются не только условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность. Мышление характерно единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий.

Важный раздел психологии мышления и личности составляют исследования целеобразования. Здесь изучаются:

1) превращение полученного извне требования в реальную цель;

2) выбор одного из наличных требований;

3) соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования;

4) временная динамика целеобразования;

5) преобразование неосознанных предвосхищений в осознанные цели;

6) выделение промежуточных целей.

В контексте проблематики деятельности совместной и общения мышление изучается в структуре отношений межличностных. Оно выступает как интерпретация реакций и движений других людей, как трактовка результатов действий предметных и деятельности в целом, как понимание речевой продукции других людей. Межличностное познание включает в себя формирование представлений об образе мыслей других людей, стиле их мышления; о том, что другой человек думает о субъекте мышления, и о том, что он думает по поводу того, что субъект думает о нем самом (-> рефлексия), и пр.

Мышление - составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру коего входят:

1) понимание себя как субъекта мышления;

2) дифференциация "своих" и "чужих" мыслей;

3) осознание еще не решенной проблемы как именно своей;

4) осознание своего отношения к проблеме.

Считается доказанным, что мышление словесно-логическое - самый поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет одну из линий этого развития. Мышление наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое - последовательные стадии развития мышления.

МЫШЛЕНИЕ

Опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности [Рубинштейн С.Л., 1940]. М. - это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображение специфично в силу его обобщенности и опосредованности, что позволяет М. выйти за рамки непосредственно данного. М. является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, способность к абстрагированию и выделению конкретных признаков, различение существенного и несущественного. Познавательная деятельность протекает на двух уровнях психического отражения: первый - это те связи и отношения, обобщения, опосредования, которые доступны чувственному познанию; второй связан с проникновением в причинно-следственные зависимости, не лежащие на поверхности, недоступные чувственному. Таковы уровни образа и мысли, между которыми есть свои переходные звенья.

Специфические симптомы и синдромы расстройства мышления определяются клинически и патопсихологически; их квалификация играет важную роль в дифференциальной диагностике психических нарушении.

М. АБСТРАКТНОЕ. М., оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией, лежащей в основе процессов обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракций соответствует теоретическому М., способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню М.

М. АМБИВАЛЕНТНОЕ (лат. ambi - с обеих сторон, valens - сильный). Характеризуется одновременным сосуществованием взаимоисключающих, противоположных тенденций, противоречащих друг другу мыслей. В основе его лежит выделенная E. Bleuler амбивалентность (см.).

М. АРХАИЧЕСКОЕ оперирует устаревшими понятиями и представлениями, свойственными человеку на давних этапах развития и нередко связанными с древними мифами. Широко включает в себя суждения, основанные на предрассудках и заблуждениях. Примером М.а. являются архаические формы бреда (см.).

М. АТАКТИЧЕСКОЕ (греч. ataxia - беспорядок, отсутствие координации) [Останков П.А., 1927]. Определение характерных для шизофрении расстройств мышления. Характеризуется паралогическими построениями. Речь больных лишена смыслового значения и недоступна пониманию окружающих, при внешне правильном ее грамматическом построении. Больные часто употребляют неологизмы, количество которых может быть столь значительно, что их речь носит характер неоглоссии. Большинством исследователей атактическое мышление понимается как шизофреническая разорванность мышления, однако Ф.И. Случевский считает эти понятия неравнозначными и, наряду с атактическим мышлением, выделяет в разорванности синдром шизофазии.

М. АУТИСТИЧЕСКОЕ (греч. autos - сам). Патологическое мышление, протекающее по законам аутистической логики (см. Аутизм), когда суждения обусловлены преимущественно миром внутренних переживаний больного, его эмоциями и установками и недостаточно соотносятся с реальностью, оторваны от действительности.

Син.: М. дереистическое (лат. de - устранение, отрицание чего-либо, res - вещь).

М. БЕССВЯЗНОЕ характеризуется потерей способности образования ассоциаций, фрагментарностью. Отдельные образы, восприятия, понятия не связываются между собой. Невозможно образование даже наиболее простых, механических ассоциаций по сходству и смежности во времени и пространстве. Грубо нарушена целенаправленность мышления. Происходит утрата мыслительной задачи, М. не отражает реальную окружающую действительность. Высокая истощаемость психических процессов. Речь состоит из хаотического набора слов, обрывков предложений. М.б. наблюдается при острых экзогенных психозах.

Син.: астеническая, адинамическая ассоциативная атаксия [Осипов В.П., 1923], астеническая спутанность [Случевский Ф.И., 1975], М. инкогеррентное.

М. ВЯЗКОЕ. Одна из форм инертного М. Харктеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, невозможностью выйти из определенного круга представлений и переключиться на что-то другое. М.в. отличается ригидностью, недостаточной лабильностью. Сочетается с общей прогрессирующей олигофазией. Наиболее типично для эпилептического слабоумия.

М. ГОЛОТИМИЧЕСКОЕ. См. М. голотимное.

М. ГОЛОТИМНОЕ. (греч. golos - весь, целиком, thymos - чувство, настроение). М., обусловленное доминирующим аффективным фоном, например, манией или депрессией.

Син.: Блейлера голотимное (голотимическое) мышление.

М. ДЕРЕИСТИЧЕСКОЕ. См. М. артистическое.

М. ДВОЙНОЕ. Разновидность разорванности М. Больной как бы отстранение воспринимает собственные мысли, отчуждаясь от них. Проявление психического автоматизма.

М. ЗАМЕДЛЕННОЕ. Характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей, представлений, малой подвижностью. Происходит как бы застревание на одной мысли (моноидеизм). Страдает направленность М. - больному трудно довести рассуждения до конца. Часто сочетается с другими проявлениями брадипсихизма, проявляющимися в особенностях речи, моторики, аффективных реакций. Наблюдается при депрессивных состояниях, но и вне связи с аффективными гипотимическими явлениями может быть при постэнцефалитическом паркинсонизме (при поражении подкорковых образований лобных отделов и ствола Мозга) и при шизофрении, сочетаясь с мутизмом и эмоционально-волевыми изменениями, бедностью побуждений.

Син.: М. заторможенное.

М. ЗАТОРМОЖЕННОЕ. См. М. замедленное.

М. ИНЕРТНОЕ. Группа синдромов расстройств мышления, основной признак которых - недостаточная подвижность психических процессов. К М.и. относятся М. вязкое, М. персевераторное и М. со стереотипиями.

М. ИНКОГЕРРЕНТНОЕ. См. М. бессвязное.

М. КАТАТИМИЧЕСКОЕ. См. М. кататимное.

М. КАТАТИМНОЕ (греч. katathymeo - падать духом, унывать). М., обусловленное наличием аффективно заряженных комплексов представлений (см. Кататимия, Бред кататимический). Наблюдается при параноических развитиях.

Син.: Майера кататимное (кататимическое) мышление.

М. КОНКРЕТНОЕ. М., оперирующее конкретными понятиями. Патологическим является в тех случаях, когда вся мыслительная деятельность определяется, ограничивается образованием конкретных понятий, суждений, не являющихся этапом на пути к М. абстрактному. В этих случаях говорят о недостаточности уровня протекания мыслительной деятельности, слабоумии.

М. МАГИЧЕСКОЕ. Разновидность М. архаического. Характерны фантазии, суеверные представления о каких-то сверхестественных магических силах.

М. НАСИЛЬСТВЕННОЕ характеризуется непроизвольным возникновением в сознании больного чуждых ему по содержанию мыслей. Наблюдается при синдроме Кандинского-Клерамбо.

М. ОБРАЗНОЕ оперирует наглядными чувственными представлениями.

М. ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ. См. М. вязкое.

М. ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ (греч. paralogos - противный разуму, неразумный). М., дефектное в своих предпосылках, доказательствах, иногда в причинных соотношениях. Характерна "кривая логика" при хороших интеллектуально-мнестических данных. Патологическая склонность к паралогизмам. Паралогизм - неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно и являющаяся следствием нарушений законов и правил логики [Кондаков Н.И., 1975]. М.п. у психически больных объясняется в соответствии с законом партиципации идентификацией двух объектов мышления при частичном совпадении их признаков . Наблюдается при шизофрении, параноических развитиях.

М. ПЕРСЕВЕРАТОРНОЕ. Разновидность М. инертного. Характеризуется склонностью к застреванию в сознании больного каких-либо мыслей, представлений, образов, слов или фраз, вне зависимости от изменения ситуации и нарушения цели деятельности. При этом ослаблена цель мыслительной деятельности. Наблюдается в рамках грубой органической патологии головного мозга (при выраженном церебральном атеросклерозе, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика).

М. ПРИМИТИВНОЕ. М., оперирующее примитивными, конкретными суждениями при недоступности обобщения, абстрагирования, бедное логическими операциями. Наблюдается при олигофрении.

М. РАЗОРВАННОЕ. Рассматривается как наиболее выраженное расстройство мышления при шизофрении. Проявляется неправильным, необычно-парадоксальным сочетанием представлений. Отдельные понятия вне всякой логической связи нанизываются друг на друга, мысли текут вразброд. Сопровождается разорванностью речи - семантической диссоциацией при известной синтаксической сохранности. При резкой степени выраженности разорванности страдает и грамматический строй речи ("словесный салат", "словесная окрошка"). По Б.В. Зейгарник , разорванность является крайней степенью разноплановости - суждения больного о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях, как бы в разных руслах. Характерен симптом монолога - речевая неистощимость при отсутствии потребности в собеседнике.

М. РЕЗОНЁРСКОЕ (фр. raisonner - рассуждать). Характеризуется склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных формальных аналогиях рассуждениям. Проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. Цель мыслительной деятельности отодвигается на задний план, а на передний выдвигается тенденция к рассуждательству.

При шизофрении резонерство обусловлено присущими заболеванию особенностями личностно-мотивационной сферы. Наблюдается оно также при эпилепсии, олигофрении и ряде органических заболеваний головного мозга, где чаще всего носит характер компенсаторного и протекает на фоне интеллектуальной недостаточности.

М. СИМВОЛИЧЕСКОЕ. М., оперирующее сложными символами образов и понятий, личностно значимых для больного, но нередко недоступными для окружающих. Отличается неповторимым своеобразием и отражает аутистическую позицию больного. В понимании М.с. придается значение характерному для больных шизофренией сосуществованию прямого и переносного смысла понятий в мыслительных процессах [Попов Е.А., 1949].

М. СКАЧКООБРАЗНОЕ. М., характеризующееся значительно выраженной неустойчивостью внимания, нестабильностью установок и постоянным изменением цели мыслительных процессов. Наблюдается как при функциональной психической патологии (маниакальная фаза МДП со скачкой идей), так и при некоторых органических поражениях головного мозга (хорея Гентингтона).

М. СО СТЕРЕОТИПИЯМИ. М., протекающее со склонностью к повторению одних и тех же актов психической деятельности. Мыслительная деятельность больного утрачивает всякий смысл, не связана с решением какой-либо задачи. Стереотипии не связаны с предшествовавшей психической деятельностью, чужды прежним мыслительным заданиям; они существуют длительно и не изменяются под влиянием специально создаваемого врачом в беседе с больным переключения модуса его деятельности.

Наблюдается при органических поражениях головного мозга (например, стоячие обороты и симптом грамофонной пластинки при болезни Пика) и при шизофрении, главным образом, кататонической (вербигерация).

М. УСКОРЕННОЕ. Характеризуется нарушениями динамики мыслительных процессов, лабильностью суждений. Отмечается быстрое, ускоренное течение ассоциаций, поверхностность суждений, обычно малая умственная продуктивность. Типичны явления недостаточности внимания; при их значительной выраженности наблюдается М. скачкообразное. Крайне резкое ускорение мышления - вихревая маниакальная спутанность. В силу ускоренности течения ассоциаций происходит легкая утрата объекта рассуждения.

Наблюдается при маниакальной стадии МДП, а также при маниоформных состояниях шизофренического и экзогенно-органического происхождения.

М. ФАБУЛИРУЮЩЕЕ (лат. fabula - повествование, история). Характеризуется отсутствием адекватной действительности фабулы, присущим нормальному мышлению последовательным развитием событий, рассказами о вымышленных событиях, выдумками. Правильнее говорить о конфабулирующем М. Наблюдается при органических поражениях головного мозга, протекающих как с заместительными, так и с непродуктивными конфабуляциями (пресбиофрения, болезнь Альцгеймера), при истерии (в структуре истерических фантазмов), при бредоподобных фантазиях, являющихся одной из форм психогенных реакций, при парафренных синдромах шизофренического и инволюционного генеза.

М. ФАНТАЗИРУЮЩЕЕ . Состояние "грез наяву", возникающее в периоды мечтательной рассеянности. Направленность мышления определяется аффективноокрашенными воспоминаниями и желаниями. Характерна скачкообразность мышления. Протекает в форме допущений и возражений, вопросов и ответов. Наблюдаются включения, близкие к галлюцинаторным, типа иллюзий и галлюцинаций воображения. Такого рода состояния непроизвольного мышления протекают при постоянно меняющемся уровне сознания.

М. ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ. Обобщающее понятие, включающее в себя все присущие шизофрении виды расстройств мышления (аутистическое, амбивалентное, резонерское, паралогическое и т.д.).

М. ЯНУСА (Янус в мифологии древних римлян бог времени, начала и конца, входов и выходов, изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны). Сосуществование одновременно противоположных и противоречащих друг другу мыслей, понятий, образов. Понятие неоднородное, может быть отнесено к шизофрении (амбивалентность мышления), неврозам (см. Невротическая антитеза). По A. Rothenberg , характерно для творческого мышления.

М-ЭХО. Основной показатель эхоэнцефалоскопии, ультразвуковой сигнал, отраженный от медиальных структур мозга. При объемных процессах в головном мозге величина М-эха будет больше в пораженном полушарии, при атрофических - меньше (при условии асимметричности поражения).

Мышление

Я понимаю мышление как одну из четырех основных психологических функций (см. функция). Мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Это есть апперцептивная деятельность как таковая, она делится на активную и пассивную мыслительную деятельность. Активное мышление есть волевое действие, пассивное мышление лишь свершается - оно случившийся факт. В первом случае я подвергаю содержание представлений волевому акту суждения, во втором случае образуются понятийные связи, формируются суждения, которые подчас могут и противоречить моему намерению, могут и не соответствовать моей цели и поэтому не вызывать во мне чувства направления, хотя впоследствии я и могу, с помощью активного, апперцептивного акта, дойти до признания их направленности. Согласно этому, активное мышление соответствовало бы тому, что я понимаю под направленным мышлением. /47- §17/ (Пассивное) мышление было неточно охарактеризовано в вышеозначенном труде как "фантазирование". Теперь я охарактеризовал бы его интуитивным мышлением.

Простое нанизывание представлений, называемое некоторыми психологами ассоциативным мышлением, /116- С.464/ я считаю не мышлением, а просто представлением. О мышлении же следовало бы говорить, по моему мнению, лишь там, где дело идет о связывании представлений при помощи понятий, где, следовательно, иными словами, имеет место акт суждения, - безразлично, возникает ли этот акт суждения из нашего намерения или нет.

Способность к направленному мышлению я называю интеллектом, способность к пассивному или ненаправленному мышлению я называю интеллектуальной интуицией. Далее, направленное мышление, интеллект я называю рациональной (см.) функцией, потому что оно подводит содержания представлений под понятия на основании осознанной мной разумной нормы. Напротив, ненаправленное мышление, или интеллектуальная интуиция, является для меня функцией иррациональной (см.), потому что оно судит и упорядочивает содержания моих представлений по нормам, которые мной не осознаны и потому не познаны в качестве разумных. В известных случаях, однако, я могу впоследствии понять, что и интуитивный акт суждения соответствует разуму, хотя он и сложился на пути, который является для меня иррациональным.

Мышление, управляемое чувством (см.), я не рассматриваю как интуитивное мышление, но как мышление, зависящее от чувства, то есть такое мышление, которое не следует своему собственному логическому принципу, а подчиняется принципу чувства. В таком мышлении логические законы присутствуют лишь по видимости, в действительности же они сняты и заменены намерениями чувства.

МЫШЛЕНИЕ

англ. thinking) - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

М. - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе М. важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Начиная с XVII и вплоть до XX в. проблемы М. осознавались в логике эмпирических представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой логике, способной воспроизвести лишь пространственные взаимодействия "готовых систем", неизменные, как бы навечно дарованные человеку Богом или природой познавательные способности противостоят столь же неизменным свойствам, объектов. К родовым познавательным способностям относили: созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объектами их образно-чувственное отражение), М. и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные формы психической активности и соотносить с ними факты созерцания и выводы мысли). М. оставалась роль регистратора и классификатора чувственных (в наблюдении, в опыте, в эксперименте полученных) данных. Здесь М. - это прежде всего процесс обобщения их, осуществляемый якобы путем абстрагирования от их несущественных особенностей с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация. Понимание познания как созерцания прежде всего (что нашло свое отражение в главном принципе сенсуализма: Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu - нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в ощущениях) изначально обрекало разум и его способность к М. на непреодолимый отрыв от самой сущности объектов: лишь субъективные ощущения, образы восприятия и представлений оказывались конечным предметом мыслящего разума.

На этой основе развивались концепции М. в эмпирической, в частности в ассоциативной, психологии (Д. Гартли, Дж. Пристли, И. А. Тэн, Г. Эббингауз, В. Вундт). Формально-логические, т. е. отвлеченные от содержания, операционно-машинные действия субъекта со знаками и др. средствами общения полностью исчерпывали психологическое понимание М., т. е. содержательная сторона М. - сам его предмет - оставалась на чувственно-образном, перцептивном уровне. Психологии, строящей себя на эмпирической концепции познания, не оставалось ничего иного, как принять в качестве психических реалий, образующих М., то, что в формальной логике понималось под "понятием", "суждением" и "умозаключением". В результате понятие оказывалось связью {ассоциацией) имени с сохраненными в чувственной памяти представлениями об общих качествах некоторого множества объектов. Суждение определялось как ассоциативная операция, связывающая утверждением или отрицанием значения имен, а умозаключение - как вывод, формально неизбежное следствие из ряда подобных ассоциаций. В психологии М. сводилось к процессу ассоциативных связей следов прошлого и наличного сенсорного опыта, замыкаясь в кругу чисто субъективных переживаний, окончательно отрываясь от своего действительного предмета и лишаясь своей главной способности: творческого синтеза знаний. Ассоцианистам поэтому приходилось "дополнять" способность М. умозрительно вводимыми способностями человеческой психики к "активным операциям", к "творческому синтезу" и т. п.

В качестве реакции на неустранимые противоречия ассоциативного истолкования М., однако на тех же логических посылках натуралистического эмпиризма, рождалось "атомистическое" его истолкование в бихевиоризме (Э. Торндайк, Дж. Уотсон). Согласно этой концепции, в деятельности животных и человека, протекающей по принципу "стимул-реакция", возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сиг-нально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый М.

С философией интуитивизма (оборотной стороной натуралистического эмпиризма) сближалась интерпретация М, данная представителями гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин и др.). С их т. зр., внутренний мир человека представляет собой иерархию целостных психических форм, воспроизводящих не просто совокупность внешних условий и объектов (как это представлялось эмпирикам), а именно целостность ситуаций, образуемых жизнедеятельностью человека. Тогда М. - это усмотрение (постижение, инсайт) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации. Такое усмотрение возможно благодаря способности субъекта к перекомбинации ситуативных факторов, сохраняющей, однако, исходную целостность ситуации.

Точно так же и более поздние попытки натуралистического или интуитивистического истолкования М. (напр., интерпретация М. как процесса раскодирования информации, несомой нейрофизиологическими процессами) сохраняли исходную для созерцательной теории познания установку на отделение и полное противопоставление М. объективному предмету мысли.

Др. подход к М. основывается на марксистском понимании человеческой жизнедеятельности как общественно-исторического, развивающего свои основные общественные формы (формы общения людей) процесса предметной деятельности. Реальный процесс жизни людей, их труд как собственно целенаправленная деятельность, как их осознанное бытие не м. б. изначально противопоставлены своему собственному предметному содержанию - объективному миру природы. Порождение человека в этом историческом процессе в качестве целенаправленно действующего субъекта есть одновременно и порождение предмета его деятельности, который, по определению К. Маркса, берется уже не "только в форме объекта, или в форме созерцания...", а субъективно, "как человеческая чувственная деятельность, практика". Т. о., М. не противостоит миру как нечто изначально от него оторванное; только субъективное. М. развивается как живая деятельная способность человека к целенаправленному преобразованию бытия, его объективных условий и обстоятельств. На этой новой для психологии методологической основе с 1920-х гг. развивалась сов. психология.

М. - это процесс целе- и планообразования, т. е. идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов целенаправленного отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во время, так и до практического изменения этих способов. М. есть не что иное, как субъективная сторона той целенаправленной деятельности, которая практически изменяет объективные условия, средства и предметы человеческой жизни и тем самым формирует самого субъекта и все его психические способности.

Но в силу исторических традиций в качестве психического процесса рассматривается обычно только "речевое М." (см. М. дискурсивное), в отличие от др. видов мышления (см. М. визуальное, М. наглядно-действенное, М. практическое и М. наглядно-образное). Но речевое М. - только особая форма М., выделившаяся в общей структуре осознанной, целенаправленной деятельности и ставшая особым относительно самостоятельным выражением ее исходной и сущностной целостности благодаря бурному развитию собственно коммуникативных средств и самой речевой деятельности. Непосредственным предметом речевой деятельности является сознание (т. е. осознанное бытие) др. человека: мотивы его поступков, его внимание, понимание, знания, эмоции, воля и т. п. Однако у цивилизованного человека, фило- и онтогенез которого прошел через все ступени, все исторические стадии выделения и обособления различных видов деятельности единственно всеобщим средством, т. е. средством, отождествляющим его сознание с сознанием любого др. человека и при этом взаимно его изменяющим, оказался язык. Даже такие универсальные способы и средства отождествления и взаимоизменения психики индивидов, как "язык" художественной пластики, музыки и все др. средства духовно-практической деятельности, не поднимаются до того уровня всеобщности, какая характерна для языка народа. И язык, будучи действительно всеобщим средство общения, а поэтому и важнейшим фактором формирования индивидуального сознания, несет в себе, в каждом своем "элементе" (в лексических значениях слов, частиц, отдельных фонем и т. п.) общее для всех владеющих данным языком, всеобщее для них значение самих реальных предметов деятельности. Вместе с этим значением люди предъявляют друг другу, а поэтому и сами себе объективное содержание предметного мира, раскрытое практикой совместной деятельности предшествующих поколений, создавших этот язык. Отсюда следует важнейший для понимания не только речевого, но и М. вообще вывод: в совместно-разделенной жизнедеятельности людей (в их предметно-деятельностном общении) обращение к другому (и самому себе) с помощью всеобще значимых средств общения и деятельности есть содействие с этим другим (или с "другим" в себе), есть отношение к нему как к понимающему или способному понять мотивы, побудившие к данному содействию. Более того, это обращение есть и содействие, и сочувствие, и сознание, т. е. действия, чувства и субъективные образы действительности, поднятые на надындивидуальный (родовой, общечеловеческий) уровень благодаря тому, что посредником (медиатором) содействия является не более и не менее, как культурно-историческая всеобщность предметного мира, развернутая перед каждым из участников в его значениях и смыслах. Непрерывный, целостный, социально оформленный процесс целенаправленного содействия людей оказывается поэтому и мерой каждого собственного действия каждого индивида, основанием для его рефлексии на свою собственную жизнедеятельность. Исходная рефлексивность содействия с др. людьми (и только поэтому - с самим собой) создает и последовательно, от одной культуры к др., развивает свою непременную и строгую форму - диалогическое М.

Диалогическое М. - это внешний или внутренний диалог, раскрывающий различные, а поэтому и противоречащие друг другу стороны действительности. Отсюда следует, что и нравственные, и эстетические, и интеллектуальные определения психики человека имеют свое начало в рефлексивном акте совместно-разделенной предметной деятельности, именно он есть системообразующий фактор или "субстанция" М. Однако ее реализация в каждом отдельном мыслительном процессе - это превращение всеобще значимых форм, способов и средств культуры общения во внутренние, только данному индивиду здесь и теперь присущие мотивы и цели дальнейшего действия. При этом отдельные, дискретные значения каждого из всех здесь необходимых слов, знаков, образов и т. п. сливаются в особенный смысл предметной ситуации. Осмысленность действия, его целей и мотивов рождается, т. о., как следствие "перевода" неповторимо субъективного состояния индивида на уровень родового, общечеловеческого, всеобщего значения тех способов и средств, с помощью которых это состояние возникло. Однако только непрерывность и целостность развития культуры народа, ожившая и сохраненная, развитая, продолженная неповторимостью личной биографии индивида, превращает их надындивидуальные объективно-дискретные значения в осознанный смысл мотивов и целей действия (поведения).

Смыслом, самим процессом осмысления противоречивых обстоятельств жизни мотивируются и действия, и поведение, и вся жизнедеятельность человека. Содействие с другими (и с самим собой) на уровне смысла и есть внутренний, субъективно-личностный, собственно психический процесс диалога или диалогического М. См. также Мышление продуктивное, Собеседование. (Ф. Т. Михайлов.)

Мышление

Одно из высших психических проявлений; процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (творчество, интеллектуальные упражнения, решение проблем). Считается, что в каждом случае мы пользуемся мышлением. Виды мышления имеют следующие общие особенности: Мышление символично (в нем участвуют слова и образы). Процесс мышления не поддается наблюдению, но его существование выводится через логические умозаключения. В процессе мышления происходит манипуляция с неким смысловым содержанием.

МЫШЛЕНИЕ

Как сказал Г.С. Оден: "Мышление, определяемое широко, это почти вся психология; определяемое узко, – оно, кажется, не имеет к ней

никакого отношения". При тонко подмеченной истине, заключающейся в этом утверждении, возможно, нам удастся найти середину, если мы рассмотрим этот термин как обозначающий, в наиболее общем смысле, любую скрытую когнитивную или мысленную манипуляцию идеями, образами, символами, словами, суждениями, воспоминаниями, понятиями, образами восприятия, убеждениями или намерениями. Короче говоря, этот термин используется таким образом, что он охватывает все мысленные действия, связанные с формированием понятий, решением задач, интеллектуальным функционированием, творчеством, сложным научением, памятью, символической обработкой информации, воображением и т.д. Немногие термины в психологии имеют такую широкую сеть и охватывают такой обширный массив коннотаций и способов употребления.

Некоторые компоненты, тем не менее, составляют ядро всех способов употребления, (а) Мышление используется для обозначения символических процессов; этот термин не предназначен для обозначения моделей поведения, объяснимых более скромными процессами, как у крыс, изучающих простой лабиринт, (б) Мышление трактуется как скрытый или имплицитный процесс, который не доступен непосредственному наблюдению. Наличие мыслительного процесса выводится либо из сообщений того, кто осуществлял этот процесс, либо из наблюдения поведенческих актов, например правильно решенная сложная проблема, (в) Обычно считается, что мышление включает манипуляцию некоторыми, теоретически выделяемыми элементами. О том, что именно представляют собой эти "элементы мысли", остается только догадываться. Различные теоретики предполагали, что это мышечные компоненты (Уотсон), слова или компоненты языка (Уорф), идеи (Локк), образы (Титчнер), суждения (Андерсон), операции и понятия (Пиаже), сценарии (Скенк) и т. д. Обратите внимание, что некоторые из этих гипотетических единиц довольно элементарны, другие вполне целостны. Независимо от этого, все это – серьезные предложения, и все они имеют, по крайней мере, некоторые свидетельства того, что они используются в процессе мышления.

Чтобы определить форму обсуждаемого мышления, часто используются уточняющие слова. Некоторые из этих специализированных терминов приводятся ниже, другие можно найти в соответствии с алфавитным порядком определяющего термина.